Ту-ла-лэнд: русские просторы и пряники

Olga Margolina
6 min readJul 15, 2020

Я очень давно хотела поехать в Кондуки — место в Тульской области с очень красивыми карьерами и удивительной голубой водой.

Хотела, хотела, наконец таки собралась и поехала. У нас получилась насыщенная двухдневная поездка, которая обошлась примерно в 6 тысяч рублей на человека.

Кондуки — марсианские пейзажи в Тульской области

Мы выехали из Москвы в 7 утра в субботу и уже через 2 часа были в Туле, пролетев по трассе М4. Дорога до самих Кондуков заняла еще 1,5 часа, потому что там уже ехать пришлось мимо деревень, а потом и вовсе по проселочной дороге. Мой личный совет всем автовладельцам: выбирайте машину повышенной проходимости. Если едете на легковушке, оставьте машину около основной обзорной площадки и идите дальше пешком. Дорога очень плохая, изобилует колеями, местами идет под наклоном или просто слегка размыта (а мы были в жару +30). Убить подвеску можно легко, так что лучше не рисковать и особо в глубь карьеров не соваться.

Кондуки или Романцевские горы — это сеть Голубых озер близ деревни Кондуки. Они образовались при добыче бурого угля в середине прошлого века. Собственно, именно добычей угля объясняется неестественно яркий цвет воды в озерах. Мы видели огромное количество купающихся, но сами лезть в воду не стали: не было проведено ни одной пробы, которая показала бы безопасность водоема. Тем не менее, внешне вода чистая и приятная.

Виды здесь поражают воображение: песчаные откосы кажутся приветом с Марса, а вода так и манит окунуться. Спуск к воде в основном затруднен, приходится спускаться и подниматься по песчаным горам, местами осыпающимся. Деревьев тут очень мало, иногда попадаются небольшие березовые рощицы. В основном карьеры окружают поля.

Главный минус этого места — чрезмерная туристическая популярность. Кажется, что Кондуки — центр притяжения всех людей в радиусе 300 км. Повсюду стоят сотни машин, блестящих на солнце, слышна разная музыка, натыканы палатки и снуют люди. При этом любая инфраструктура отсутствует как класс, поэтому если хотите пикник, берите все с собой. Говорят, что фотографии на рассвете и закате получаются просто изумительные, но для этого там надо ночевать. Найти комфортное и укромное место для палатки — задача не для слабых духом. Честно говоря, у меня не возникло желание приехать еще раз летом. Может быть осенью или весной, когда количество туристов сократится раза в три.

Голубая вода дополняется неземными песчаными карьерами

За пару часов мы успели объехать почти все Романцевские горы с разных сторон, немного прогуляться пешком под пеклом и обгореть. Получилась эдакая смесь хайкинга с джиппингом в лайт версии.

А вот такие прелестные березки можно найти чуть вглубине Кондуков

Ясная Поляна — островок тишины и спокойствия

Изначально в моих планах не было Ясной Поляны: мне казалось, там будет скучный дом и вялая экскурсия. Однако Кондуки сдвинулись с воскресенья на субботу, и надо было чем-то наполнить второй день. От Тулы до Поляны ехать всего 25 минут, поэтому к 9:45 мы приехали на место. Вопреки написанному на официальном сайте кассы музея открылись в 10, а не в 9. Я порадовалась, что мы не приехали на час раньше, потому что стоять под солнцем было бы неприятно. Зато в очереди в кассы мы были в начале и билеты приобрели быстро. Взяли билеты за 100 рублей, которые позволяют ходить по территории усадьбы без посещения зданий. К сожалению, попасть внутрь дома Льва Толстого и флигеля можно только с экскурсией, но туда все билеты были проданы. Рекомендую планировать посещение заранее и брать билеты на сайте.

Вжились в образы помещиков

Само имение нам очень понравилось! Территория Ясной Поляны огромная, там расположены сады, леса, поле и множество хозяйственных строений. На неспешную прогулку у нас ушло примерно 2,5 часа. Большой удачей было приехать рано, потому что с утра людей на территории было еще мало. Когда мы уезжали, количество туристов ощутимо увеличилось. Вместо экскурсии мы скачали бесплатный гид от EasyTravel, который автоматически отслеживал наши передвижения и рассказывал о находящихся рядом строениях или местах.

Тульские поля восхитительны

На контрасте с переполненными Кондуками немного сонная и затененная Ясная Поляна казалась еще краше. Очень рекомендую не полениться и туда съездить.

Тула и достопримечательности

Тула — небольшой город с очень компактным центром. Можно прогулять по Кремлю, отдохнуть на набережной и зайти в пару местных арт-кластеров за полдня. При всем этом места очень ухоженные и сделанные с явной любовью. Из кварталов мы посетили Искру, где сосредоточены модные рестораны, и Октаву, где находится интерактивный Музей Станка. Еще во дворе Октавы расположена супер ламповая зона отдыха с гамаками и качелями. Мы там были практически одни, поэтому расслабились полностью. В Музее Станка получасовую экскурсию проводит виртуальный гид — Маша Роботова. Сделана экскурсия круто, чувствуется, что вложили много сил и ресурсов. Мы послушали новую лекцию «Тула — город мастеров» и узнали про развитие города, местных изобретателей и значение их изобретений в мировой истории. Из-за карантина на экскурсию пускают по 5 человек по предварительной записи. Я очень удачно купила билеты с утра, поэтому мы были в музее в гордом одиночестве. Когда еще получишь индивидуальную экскурсию!

До третьего пространства — креативного кластера «Ликерка» на территории бывшего ликеро-водочного завода мы не добрались, но по отзывам там тоже симпатично.

Набережную около Кремля заново открыли для посещения всего 2 года назад, в 2018. Предыдущие 100 лет она была закрыта и использовалась под складские помещения. Сейчас там организовано симпатичное городское пространство с деревянными настилами и яркими красными мостиками. Пройтись вдоль реки или посидеть с шариком мороженого определенно стоит.

Как сделать отдых комфортным: отель и еда

Отдельный вид удовольствия — вернуться после гуляния под палящим солнцем в отличный отель, принять душ и завалиться на широкую кровать. Сейчас будет моя личная рекомендация, без проплаченной рекламы (а жаль). Для одной ночи я выбрала отель SK Royal Tula и ни разу не пожалела. Огромные просторные номера категории Стандарт, вкусный полноценный завтрак и удачное расположение в самом центре — великолепное дополнение поездки. Бассейн, к сожалению, был закрыт из-за карантина, но это мелочи. Единственный нюанс связан с парковкой: своя парковка у отеля крошечная, буквально на несколько машин. В выходные можно бесплатно парковаться на огромной парковке у дома Правительства в двух шагах от гостиницы. В будни придется поискать место в ближайших переулках, но это будет стоить 40 рублей/час в рабочие часы. В остальном отель горячо рекомендую, своих денег он стоит.

Пью кофе на набережной

Ели оба дня мы в Искре. Там сосредоточены модные ресторанчики, но сесть в них в выходные вечером было весьма проблематично. Кажется, что это одно из самых популярных мест в Туле. Тем не менее, едой мы остались очень довольны. Лимонады так вообще в двух опробованных ресторанах оказались выше всех похвал. Цены в Искре средние, близки к недорогим московским ресторанам, но порции достаточно большие. Я до поездки читала, что в Туле есть несколько популярных местных сетей кофе. Мы попробовали раф в Кофекульте и Mr.Cup. Было вкусно и за весьма приемлемый ценник, так что можете смело там брать чашечку-другую.

Где покупать “те самые пряники” я в итоге не поняла. Достаточно свежие пряники мы купили на развале около Ясной Поляны. В магазинчике в Кремле пряники были так себе, а в обычных супермаркетах и вовсе ничем не отличались от продающихся в других городах. Если есть какие-то секретные места — дайте знать.